Преподаватель физики собирался поставить низкую оценку своему студенту, а тот в свою очередь оспаривал ее и претендовал на высокий балл. Для разрешения спора был приглашен Эрнеcт Резерфорд.
Вопрос на экзамене был таким «как можно при помощи барометра измерить высоту здания?».
Студент отвечал: «можно подняться на крышу здания, привязать к барометру веревку, спустить его вниз, затем поднять и измерить веревку для точной цифры».
Конечно, ответ был правильным и полным, но он не предполагал использование знаний по физике. Резерфорд дал студенту время для дополнительного ответа, предупредив, что желает услышать применение законов физики. Студент долго не думал и заявил, что знает много способов при помощи барометра измерить высоту здания, но выбрал самый удобный, а затем выдал:
«Подняться с барометром на крышу, бросить его вниз, зафиксировав время падения, потом по формуле вычислить высоту здания». После такого ответа студент уже получил свою заслуженную оценку, но Резерфорд хотел услышать и другие решения задач на заказ. И студент продолжил:
- Во дворе в солнечный день узнать высоту барометра и его тени, измерить длину тени здания. Потом, составив пропорцию, определить высоту здания.
- поднимаясь по лестнице, прикладывать прибор к стене и делать отметки. Сосчитать количество отметок и умножить его на размер барометра.
- привязать к прибору шнурок и, раскачивая его, как маятник, вычислить гравитацию у основания здания и на крыше. Разница этих величин, в принципе, позволит вычислить высоту здания.
- Или подняться с этим маятником на крышу и вычислить высоту строения по периоду прецессии.
- Ну и самый хороший способ: найти управляющего дома, и подарить ему замечательный барометр взамен на то, что он назовет высоту здания.
Излагал студент все эти способы с явной иронией и добавил еще, что сыт по горло колледжем, где ученикам навязывают определенный способ мышления, а нестандартные решения являются неприемлемыми.
Этим студентом был известный датский физик Нильс Бор...
|