|
Технолог, №3(2605), 24 марта 2005 г.
Наши интервью
Быть за все в ответе
Анатолий Сергеевич, за почти 20 лет вашей ректорской деятельности вы дали «Технологу» немало деловых интервью. Это и понятно. Как и то, что минимум два раза в год вы отчитываетесь перед Ученым советом и общественностью института о своей работе. И потому, естественно, что помимо повседневной жизни, читатели и из нашей газеты могли всегда ознакомиться с ее результатами. Например, такими, как открытие новых факультетов, кафедр, специальностей, сохранение прежних и развитие новых научных направлений и международное сотрудничество, а самое главное — укрепление материальной базы учебного процесса и социальной сферы — введение новых учебных площадей, постройка нашей гордости — здания вузовской библиотеки площадью в пять тысяч кв. метров, спортивный комплекс и 16-этажное семейное общежитие для студентов и аспирантов, базы отдыха и проч. А каковы результаты последних 2-3 лет, на ваш взгляд?
— Открыты и получены лицензии еще на семь новых специальностей, создана новая кафедра
— «
Кафедра ресурсосберегающих технологий», введена в строй Большая физическая аудитория, представляющая собой по сути самостоятельный практический корпус, переоснащены старые и созданы новые компьютерные классы, за счет новой пристройки расширена студенческая столовая, а для преподавателей оборудована комната отдыха. Удалось спасти памятник архитектуры — Белоколонный зал постройки 1831 года и сделать его еще лучше. Отремонтирован 4 этаж главного здания и обновлены его аудитории, не говоря уже о туалетных помещениях и начале попыток заменить всю нашу многострадальную отопительную систему и еще много, много другого — пожалеем газетную площадь...
— Ну, вот и опять, наша беседа незаметно превращается в «деловую». А может быть, пользуясь случаем, поговорим «по-человечески»..? 60 лет — возраст убедительный, предполагающий определенные жизненные достижения. Как, по-вашему, настало время подводить итоги, или еще рано об этом? Не подумываете о написании мемуаров..?
— Во-первых, в отношении шестидесятилетия. Не могу понять, как так получилось, вроде бы совсем недавно в семнадцатилетнем возрасте поступил в Технологический институт, и вот уже оказалось 60. Удивительно быстро пролетел этот период от юношеского возраста до — «убедительного». Как так получилось, не знаю. Тем не менее, когда задумываешься о прожитом, я имею ввиду тот отрезок времени, что провел в стенах нашего родного Технологического института, и начинаешь вспоминать былое, то, конечно, возникает желание написать мемуары, но постоянно не хватает времени. Думаю, я не один такой, даже выдающийся Дмитрий Иванович Менделеев, работавший когда-то здесь, уже на закате жизни приступил к написанию своей последней книги — «Заветные мысли» — своеобразному автобиографическому произведению, но завершила эту работу уже его дочь...
— Прошлое с вами, что вспоминается чаще всего? Как вам кажется, вы очень изменились?
— Я бы сказал, что со мной всегда остается пережитое и в зависимости от ситуации вспоминаются разные моменты моей жизни, поэтому мое прошлое всегда остается со мной. В отношении того, изменился ли я сам. Да, конечно. С одной стороны — чувства, эмоции, энергия молодости и сопутствующая ей категоричность в суждениях уже «переварились» в котле жизненного опыта. И это, конечно, сказалось на характере, но с другой стороны, «отдельные пузыри еще булькают». Нет, нет, но даже и на серьезных совещаниях иной раз допускаешь высказывания или действия, которые в общем-то больше относятся к юношескому периоду. Приходится сдерживаться.
— Не жалеете о том, как сложилась ваша жизнь, о выборе профессии, и, конечно же, института? Что такое судьба, на ваш взгляд, как вам выражение «судьба благосклонна к смелым»?
— В первую очередь скажу о профессии. Как вы знаете, я заведую кафедрой ВЭП. высокоэнергетических процессов, но на самом-то деле — пиротехники. В этом направлении судьба была ко мне благосклонна, поскольку я, как и большинство мальчишек, тем более в послевоенные годы, на уровне любителя позволял себе изготавливать некоторые пиротехнические средства, за что в общем-то иногда подвергался и наказаниям. Но с другой стороны, пользовался уважением среди своих коллег-мальчишек. Приведу один интересный пример. Когда я был учеником 6 класса, и в школе был организован новогодний вечер, хотелось чем-нибудь отличиться. Поэтому в домашних условиях из доступных материалов мною была изготовлена хлопушка, усиленной мощности и — в единственном экземпляре. Кусочек бикфордова шнура выполнял функцию замедлителя почти как у ручной гранаты, что позволяло привести в действие «изделие» через несколько секунд. Поскольку я и мои товарищи танцорами были неважными, да и практически все девочки были выше нас ростом, мы, небольшой стайкой мальчишек, решили испытать это изделие. Вопрос был только в одном — куда его кинуть. Ну и не нашли лучшего места, как бросить его на лестницу, ведущую в полуподвальное помещение, где у нас располагался класс ручного труда. Дверь оказалась незапертой, и хлопушка полетела вниз. Через несколько секунд раздался мощный звуковой эффект от срабатывания Коллектив ликовал до тех пор, пока из этого помещения не выскочили преподаватель физкультуры и любимая всеми нами учительница химии. Это был шок. С перепугу ноги отказали бежать, со мной провели воспитательную беседу, и мы, понурые, разошлись. В последующем возникли некоторые проблемы с химией. Теперь я занимаюсь пиротехникой профессионально уже много лет. Нам удалось достичь достаточно высоких результатов в решении серьезнейших задач, и в этом смысле я считаю, что судьба в части выбора профессии отнеслась ко мне благосклонно.
— «Стиль — это человек», каков ваш стиль, как вы относитесь к своему характеру? Как вы думаете, ваш характер соответствует вашей должности?
— Что касается этого вопроса, то думаю, что на него легче ответят те люди, с которыми я общаюсь, работаю. И как зав. кафедрой, и как ректор. Судить им. И полагаю, что в нашем многогранном мире мнения могут быть различными.
— Как вы переносите неудачи, способны ли вы пойти на уступки? Как вы относитесь к риску? Риск или осторожность?
— Неудачи… Конечно, я их переживаю, а что касается способности пойти на уступки, то в общем-то я всегда шел, если это не носило принципиального характера, я всегда шел на разумный компромисс, который бы устраивал обе стороны, в том числе и в случаях ведения судебного производства. В этих случаях я отстаивал не только свои, но и интересы института. А при решении трудовых споров в ряде случаев я спокойно шел и иду на «мировое соглашение». Что касается риска, то я не имею права на совершение рискованных действий, поскольку от этого зависит судьба многих людей — коллектива. Рисковать можно своей жизнью, да и то в случае крайней необходимости, а такие случаи у меня были в стройотряде, а действия руководителя должны быть взвешенны. обдуманны и обоснованны.
—
Удается ли вам делать то, что хочется?
— С точки зрения руководителя, хочется многого. Прибавить зарплату сотрудникам, увеличить стипендию студентам и аспирантам, улучшить условия учебы, труда, отдыха. Но этого не всегда удается достичь в силу ряда объективных причин, в первую очередь. Что касается своих собственных, личных пожеланий, то они в общем-то ограничиваются материальными воз можностями.
— Ответственность можно воспитать, и что для вас означает выражение — «Я отвечаю за всё»?
— Вообще-то чувство ответственности должно быть присуще каждому нормальному человеку. Ответственность считаю не только можно, но и нужно воспитывать, причем, с детского возраста. А что касается приведенного выражения, то мне, как руководителю, наделенному правами юридического лица, несмотря ни на что, приходится отвечать за всё, что бы ни произошло, будь это несчастный случай со студентом или какое-нибудь другое производственное ЧП, что в общем-то зачастую происходит от безалаберных действий, — за всё отвечаю я.
— Верите ли вы людям, разбираетесь в них? Есть ли у вас «команда» — люди, на которых вы можете положиться?
— Людям я доверяю. А в отношении своей «команды» могу однозначно утверждать, что эта команда состоит из сотен преподавателей и сотрудников, тысяч студентов и, несмотря на то, что в этой большой команде «голы забивают и в свои ворота», я всегда поддерживал, поддерживаю и буду поддерживать любого, обратившегося ко мне за помощью.
— Ваша любимая научная идея?
— Я бы сказал, идей было много, кстати, многие возникли еще в бытность аспирантскую и даже студенческую, но реализовать их удалось в более зрелом возрасте и некоторые довести до высокого уровня. В общем, идеи возникают постоянно, я думаю, что это — неотъемлемая часть, особенность каждого мыслящего существа, а уж тем более ученого. А слово «любимая» я бы заменил на другое — «более значимая». Среди таких своих идей я бы выделил открытие неизвестного ранее явления возникновения электрических потенциалов при горении пиротехнических составов, на основании которого были созданы источники электрического тока с высокими эксплуатационными характеристиками. Эту идею удалось теоретически обосновать и реализовать на практике в особо важных изделиях спецтехники. Сейчас нами разрабатывается новое направление, которое, возможно, тоже найдет широкое применение в производстве. Подробнее об этом считаю говорить пока преждевременно.
— Что вас привлекает в нынешней молодежи, и быть, наоборот?
— В отличие от многих ректоров, я до сих пор продолжаю читать лекции, руковожу работой аспирантов. Общение с молодежной аудиторией во многом скрашивает мою жизнь, я получаю большое моральное удовлетворение от этой работы. Мне нравится отвечать на их вопросы, касающиеся самых разных вещей. Устраивают ли их мои ответы — решать им, возможно, и не всегда. Что категорически мне не нравится, так это то, что когда навстречу студенту идет преподаватель, а у нас уже можно его отличить, поздороваться и уступить дорогу — становится редким случаем. К сожалению, удручает и «лексика», когда слышишь довольно-таки странные выражения. Еще удивительнее, что и прекрасная половина их тоже допускает, хотя, кажется, должна бы пресекать. Есть, конечно, вопросы, но, думаю, что сама жизнь заставит их на них ответить...
— «Слава, власть, деньги» — что и в какой степени для вас важно и важно ли вообще?
— Слава — это «круто» сказано, власть — тоже. У меня есть просто работа. Ну, а что касается денег, я бы заменил слово «деньги» на — «материальное благополучие». Я радуюсь тому, что есть. И абсолютно спокоен в отношении тех, у кого много денег и власти. Есть такая поговорка, что человек может считать себя счастливым; если его потребности совпадают с его материальными возможностями. Думаю, что это верно сказано, соответствует действительности, и не только моей, но и большинства преподавателей.
— Ваше отношение к честолюбию и тщеславию?
— Тщеславие — это однозначно нехорошее качество, а честолюбие... то здесь может быть несколько понятий.
— Ваше отношение к чиновникам, имея ввиду и вашу «чиновничью» должность?
— Должность ректора не отнес бы к чиновничьей. Чиновников сейчас столько, сколько не было даже двадцать лет назад, это огромная масса людей, которые относятся к категории государственных служащих и, к сожалению, для решения многих жизненно важных вопросов приходится идти «на поклон» к ним.
— «Нажил серебряные волосы, а не серебро...» — как вам такая строчка (слова принадлежат И.П. Чайковскому, тоже ректору ТИ)? Вступая в несладкий пенсионный возраст, что удалось отложить? Если не секрет, что «нажито», какие материальные ценности, к примеру, вилла на Багамах, иномарка, шикарный особняк или счет в швейцарском банке и проч.?
— Илья Петрович недаром был ректором Технологического института, сказано здорово и емко. Добавил бы только одно, что нажил много седых волос и, слава Богу, не полысел пока...
— Спасибо. Анатолий Сергеевич, за интервью, еще раз примите поздравления от читателей «Технолога», и что бы вы хотели сказать в заключение?
— В заключение, пользуясь случаем, хотел бы сказать, что заседание Ученого совета, приуроченное к моему 60-летию и где планируется мой доклад о работе кафедры, стоится 30 марта. Смею предположить, что приедет много гостей, и потому хотел бы заранее примести свои извинения студентам за неудобства, которые, возможно, будут созданы или могут возникнуть. Спасибо за внимание.
|