Одни полагают, что критика необходима лишь самим критикам, другие думают, что без критики не обойтись писателю, третьи же уверенны, что критические очерки и статьи помогают читателю ориентироваться в текущем литературном процессе.
Например, критики запада не осуществляют оценку книги или произведения с точки зрения хороший-плохой, они просто делают реферирование. Поэтому о произвидении западного писателя, да и по западной литературе в целом можно судить по количественному и качественному показателю рецензий. На постсоветском пространстве о литературе можно судить лишь по показателю продается-не продается.
На сегодняшний день критики как таковой в России не существует, а профессиональные критики отсутствуют как класс профессионалов.
Нет известных авторитетных критиков, к которым прислушивались бы читатели, а критика романа или других произведений не имеют никакого влияния на продажи и популярность книг. Издательства принимают решения о заключении контракта с писателем, исключительно отталкиваясь от количества реализованной продукции автора, т.е. от суммы отгрузок. И сегодня это единственный существующий объективный фактор.
Критикой может заниматься любой желающий, он имеет на это полное право. Но вот быть профессиональным критиком может далеко не всякий. Есть мнение, что критик априори должен быть умнее писателя, хоть на самом деле иногда даже не может или не желает понять смысл прочитанного, а предпочитает просто обругать или похвалить произведение.
Критики пребывают в уверенности, что они постигли тайну творчества, а писатели всю жизнь постигают эту тайну. Хотелось бы, чтобы критиками были такие, кто не просто укажет, что написано плохо, но и подсказали, как написать лучше и почему, чтобы диалоги с ними побуждали к творчеству.
|